МКДОУ Детский сад № 2 комбинированного вида с.Красногвардейское

Советы логопеда

 

   

        

     Усваивая родной язык, ребёнок усваивает

    не одни только слова…но бесконечное

    множество понятий, воззрений на предметы,

    множество мыслей, чувств,

    художественных образов,

    логику и философию языка и усваивает

    легко и скоро, в два-три года столько,

    что и половины того не может

    усвоить в 20 лет прилежного и

    методического учения.

   Таков этот великий народный

    педагог - родное слово.  

К.Д.Ушинский.

 

Общение с первых дней

 

           Всякая мысль должна быть подтверждена словом. 

       Хорошо развитая речь дошкольника- условие для грамотной

      устной и письменной речи взрослого человека. Для того,

      чтобы заговорил Ваш ребенок, в дальнейшем речь его была

      грамотной, ею необходимо заниматься с первых дней рождения

      ребенка. Первый контакт матери и ребенка после рождения-

      это не просто знакомство, а это уже общение. Мама, нежно

      поглаживая, перебирая пальчики ребенка, разговаривает с ним.

      Интонации у мамы нежные, спокойные и ребенок успокаивается

      после родового стресса. Тактильный контакт также вызывает

      положительные реакции в детском организме.

      Ребенок начинает общаться с окружающей средой благодаря тем,

      кто его окружает. Эта среда для него нова.

      Как встретит ребенка этот мир, так в дальнейшем будет

      зависеть его развитие.

           С каждой неделей, с каждым месяцем, у ребенка

          развивается и совершенствуется нервная система:

     зрение, слух, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения-

     и сразу же должно подключаться слово.

     Мама, давая бутылочку с молоком, одновременно

     приговаривает: «кушай», «расти», «молочко вкусное,

     полезное, теплое. Вырастишь большим, здоровым,

     сильным, красивым». Ребенок еще не понимает смысла

     сказанного, не знает предметов и действий, но интонация

     взрослого вызывает приятные ощущения.

     Повторение их каждый день и месяцы накапливают

    знания многих слов (пассивный словарь), опыт новой жизни.

           Ребенок не должен начинать свою жизнь в вакууме тишины

       – как часто бывает с детьми, оставленными в роддомах

      и домах малютки. Он должен быть окружен активной средой

      и с первых дней жизни его необходимо подключать к этой

      активности. Не слыша человеческую речь, ребенок не заговорит.

      В 6 месяцев у ребенка наступает лепет. Взрослые, постоянно

      общаясь с ним, дают образец речи. Ребенок усваивает и

      начинает ими пользоваться. Укачивая- «а-а-а»,

      машина- «би-би-би», собака- «гав-гав», часы- «тик-так»

      и т.д. К 1 году у ребенка появляются слова.

      У ребенка по мере знакомства накапливается словарь.

      Если активный еще не большой, то пассивный- достаточный.

      Мышление до 2х лет опережает речь. Ребенок может заменять

      слова действиями, разрешающими многие ситуации.

      Он копирует взрослого, и поэтому взрослые,

      к своим словам. Должны подключать рецепторы ребенка.

      Знакомя ребенка с новой игрушкой, ее обыгрывают

      взрослые (мама или другие), называют ее,

      дают прикоснуться, изображают всевозможные действия

      с ней, и так поступают с каждым новым предметом

     (одежда, посуда, овощи, фрукты). Показывая как пользоваться,

      и не один раз, а регулярно усложняя задачу,

      при этом сопровождая все действия речью.

           Речь взрослого должна быть образцом для ребенка.

       Предложения- грамотно построенные, доступные

      для понимания и повторения ребенком определенного

      возраста. Активный словарь расширяется, и его необходимо

      активизировать. Фраза усложняется и расширяется.

      Большое внимание уделяется грамматике и произношению.

      Ребенок 3-4 лет усваивает грамматику и произношение по

      подражанию. Если эти части речи усваиваются с трудом,

       необходимы регулярные занятия с логопедом, или самих

       родителей под руководством специалистов.

   

Дошкольный возраст

 

     В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложение, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырём годам ~ 2000 слов. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т. д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становиться познавательная.

     В 4,5-5лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строиться на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себе как социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в  общественно значимой деятельности. У ребенка появляется « внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Становится возможным установление причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.

      

              Некоторые дефекты в строении органов речи и способы их выявления

 

Рассмотрение всех возможных дефектов в строении речевых органов (а их,

  поверьте, немало!) – предмет специальной литературы, а способы их

выявления требуют специальных знаний и навыков. И если вы вовремя

обратитесь к логопеду, то получите нужную консультацию или направление

к нужному специалисту. Тем не менее некоторые дефекты (из тех, что ведут

к нарушению произношения трудных звуков и поддаются коррекции)

родители и сами могут легко обнаружить. Достаточно внимательно

присматреться  к ребёнку или использовать несколько довольно простых

приёмов.

Короткая уздечка языка. Предложите ребёнку приподнять язык. При очень короткой  уздечке он вообще не сможет этого сделать: язык оказывается  как бы « пришитым » к дну ротовой полости. При менее короткой уздечке приподнимание языка возможно, но он не достаёт при этом до верхних альвеол. Если ребёнок совсем не может поднимать язык вверх, можно приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки – короткая уздечка при этом сразу же обнаружится. В то же время  использование этого приёма позволит убедиться в том, что язык не поднимается именно из-за короткой

уздечки, а не вследствие, например, паралича или пареза.

Парезы мышц губ и языка. Предложите ребёнку выполнить простейшие движения:

1.Вытянуть губы вперёд – при порезе они остаются неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

2. Растянуть губы в улыбку – при порезе улыбка будет асимметричной; одна сторона губ остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.

3. Распластать язык во рту, сделать его широким – при парезе ребёнок не сможет этого сделать; язык склонен к постоянному сужению.

4. Высунуть язык изо рта. При парезе может наблюдаться следующее:

а) язык уклоняется в одну сторону;

б) кончик языка непроизвольно загибается на нижнюю губу (ребёнок        не  может  удержать  его горизонтально);

в) мышцы языка дрожат, хаотично подергиваются, (ребёнок не может                           удержать язык).

5. Поднять кончик языка к верхней губе. При парезе ребёнок не может поднять кончик языка без помощи нижней губы.

6. широко открыть рот. При парезе язык может лежать во рту « комком »; этот « комок » хорошо виден.

7.Поводить кончиком языка из угла в угол рта. При парезе язык передвигается напряжённо, всей массой (как «бревно»); кончик языка не выражен.

При выявлении у ребёнка перечисленных особенностей движения губ и

языка потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога.

   

 

Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком

Прочитайте скороговорку медленно.

Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.

Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.

Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.

Теперь пусть он проговорит скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленнее, потом быстрее и быстрее.

Пусть произнесет скороговорку  несколько раз вслух в быстром темпе.

Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

 

               

  Развитие слухового внимания

 

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не особенно их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, удавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются на слово - название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово- приказ, требование, побуждение. Роль речи как объект внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.                        

                                    Направления работы:

·        Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

·        Дифференциация неречевых звуков.

·        Дифференциация тихих и громких звуков.

·        Развитие умения определять направление источник звука.

·        Развитие умения локализовать звук в пространстве.

·        Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

·        Дифференциация звукоподражаний.

·        Развитие умения локализовать и узнавать голос.

·        Дифференциация неречевых и речевых звуков.

·        Развитие умения отличать голос различной громкости.

·        Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

·        Развитие речевой памяти.

·        Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

                                   Задания

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

·        Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучать, а потом предложить отвернуться и угадывать, на каком инструменты Вы играете.

·        Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. п.

·        Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.

·        Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделайте то же

·        Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

 

·        Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

·        Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т. п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

 

Профилактика речевых нарушений

 

 Одним из важных направлений развития логопедической  помощи является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

а) предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика,

б) предупреждение перехода речевых расстройств и хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.

К первичной: Своевременная генетическая консультация будущих родителей с целью предупреждения развития тех  или иных отклонений в нервно-психическом и в частности, речевом развитии ребёнка. Биологические факторы, мозговые инфекции и травмы, перенесённые после рождения. В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушение слуха, зрения, двигательной сферы, как в неосложнённом виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных  дефектов. Ранняя коррекционно-педагогическая  работа необходима с первых дней жизни такого ребёнка, так  как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности. Коррекционно-педагогические  мероприятия включают в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживания, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, развитие рефлексов орального автоматизма, вызывание голосовых реакций. Основное внимание обращается на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического.

В процессе целенаправленной работы с ребёнком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных, сенсорных функций ребёнка, что в значительной степени способствует нормализации его развития. К этой работе должны быть максимально привлечены родители. Жизнь  ребёнка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Чем раньше будет начата  доречевая  коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти  двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Важное значение имеет семейное воспитание. Тёплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребёнка. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и поведения.

Глубокие расстройства речи (алалии, афазия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и  вследствие нарушения  нормальной связи с окружающим.

Вторичная профилактика – отставание  в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Таким образом, внимание учителя-логопеда, должно быть максимально сконцентрировано на своевременном  предупреждении возможных вторичных, более отдалённых последствий речевой патологии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная  сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

Третичная профилактика - некоторые дефекты речи  ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная  ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной  профилактики последствий речевых нарушений.

     

                                        

            Ребенок и речь

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевое качества, характер,  взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

       Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

·        достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

·        правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

·        были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

·        формировалась потребность в общении.

            Овладение речевой деятельностью предполагает:

·        способность говорить;

·        способность понимать сказанное.

    К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

·        самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

·        звуковой формой слов;

·        значением слова;

·        грамматическим строем речи.

      Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

      У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

       Как ребёнок учиться говорить?

       Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.

   

    Периодизация развития речи

      Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

      Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразно.

      Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства,  которые отражают его эмоциональное состояние. Они служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно-мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в общении в любом возрасте.

      Предметно-действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрослого к контакту.

     Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми,- предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.     

 

  

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.

 

1. В основном обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах,

На протяжении  всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.

Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – (Э) и (М). Данное  обстоятельство только дезориентирует детей.

И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

2.Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

 Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

1. Различает ли ваш ребёнок понятия «слева» «справа»?

Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» «справа».

2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)

Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами» и «строителями».

Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приёмы:

а.  Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6  см), ребёнок  раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.

                                   а

б.  Лепка ребёнком буквы из пластилина.

в.  Вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым.

г.  «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае  возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе - и ребёнок мгновенно

вспомнит её).

д.  Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребёнок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да ещё в стихотворной форме!

Например, буква  А  маленькая – эта буква с животиком

и хвостиком и т.п.

е.  Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

ж.  Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.

з.   Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

И если самостоятельно написанное ребёнком слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная – цель упражнения достигнута. Это успех ребёнка.

 

 

Слоговая структура слова

Нарушения ритмического рисунка слов сопутствуют детям с проблемами речевого развития на протяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребёнок начинает хорошо произносить двух-трёхсложные слова, при произнесении более сложных слов или слов со стечением согласных могут возникнуть трудности.                        

                                     Задания

·        После того, как ребёнок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: МА-МА, ЧА-СЫ, МА-ШИ-НА, ЛИ-МО-НЫ И Т. П.

·        Учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.    Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный- гласный» (ма-ма. му-ка и т. п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток,

мас-ка, бан-ка, пас-та и т. п.) далее-слова, в которых оба слога

оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т. п.). 

·        Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними словами.

       Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения            

согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус- ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.

·        Запишите в «Словарик» слова, в которых ребёнок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых-двухсложных. 

        После того, как ребёнок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения.

        Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.

 

·        Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребёнку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.

 

Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно в учебной.

 

Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения